Меню

Почему мы не умеем дружить с деньгами


не дружу с деньгами

Зачастую у родителей возникают вопросы про карманные деньги детям и как с ними быть, про то, уместно ли их платить ребенку за какие-то домашние обязанности, за оценки или что-то подобное.

Я хочу коснуться этой темы, опираясь на лекции Людмилы Петрановской – замечательного психолога, цель работы которой помощь детям, оставшимся без родителей и родителям приемных детей. Хотя и родители не приемных детей находят в ее работе, ее лекциях и семинарах очень много ценного и полезного для себя.

Что вообще хотелось бы сказать по этой теме «дети и деньги».  Нужно сказать, что деньги — штука универсальная, нужная для всех, и отношения в треугольнике «родители-дети-деньги» зависят от того, какие в первую очередь отношения складываются у родителей с деньгами.

Это большая тема, которая не уложится в одну статью. Поэтому этой статьей я начну цикл статей на тему родителей, детей и денег.

Почему мы не умеем дружить с деньгами

Деньги называют всеобщим эквивалентом и это действительно так. Но что это за эквивалент?

Деньги для тех людей, которые работают и зарабатывают — это эквивалент кусков жизни. Мы получаем деньги и обмениваем на них куски жизни, которые мы проводим на работе. Если работа нам нравится, и мы получаем от нее творческое удовлетворение, то это обмен более выгодный. Если работа нам не нравится, она тяжелая для нас, то этот обмен более насыщенный, более значимый, и мы более нервно относимся к деньгам, на которые мы обменяли куски жизни, которые мы могли потратить на что-то другое. Мы, например, могли гулять, читать, общаться с детьми, развиваться, заниматься своим хобби или отправиться в путешествие.

Однако, мы эти куски провели на работе, потратили их на работе, чтобы у нас был тот самый эквивалент. В конечном итоге как раз к этому обстоятельству многое и сводится в этих отношениях с деньгами.

Естественно, если, например, какие-то деньги не являются результатом обмена кусков нашей жизни на работу, например, достались нам в подарок, в наследство, в ренту, отношение к деньгам уже будет другое. Но если мы тратим очень большие части жизни на работу, то это уже совершенно другое.

Например, в девяностые годы большинство людей были вынуждены работать на 2-3-х работах практически постоянно, стараясь работать и в выходные, и по вечерам, и когда угодно, чтобы прокормить семью. Понятно, что ценность денег тогда взлетает, потому что это жизнь, это куски нашей жизни. Это невозвратное время, это ресурс, который не вернешь. Многое можно вернуть, но время уже не вернешь, оно навсегда прошло.

Когда мы заводим детей, мы тратим на них очень много времени. Они растут, им нужно наше внимание, забота, уход, любовь и мы проводим с ними очень много времени. Деньги, которые мы на них тратим – это тоже время, которое сначала было обменено на деньги, затем эти деньги были обменены на товары и услуги, необходимые для наших детей. Так все это и устроено. Деньги – это один из ресурсов родительской заботы, один из тех веществ, можно сказать, который течет по каналу родительской заботы от родителей к детям. И оно не лучше и не хуже других, оно такой же ресурс, как, например, материнское молоко или наше внимание.

Сами по себе деньги – это пустая вещь, это именно эквивалент, заменитель чего-то, то они обладают способностью нагружаться всякими разными смыслами. Когда мы говорим про деньги, мы говорим про кучу разных вещей. Разговор про деньги может быть разговором про «любишь/не любишь», разговор про деньги может быть разговором про власть, кто главный, почему будет, он может быть про отношения с Судьбой. Эта способность всегда быть эквивалентом, иметь семантическую универсальность, деньги могут быть часто нагружены множеством дополнительных смыслов.

Часто можно услышать: «Это всего лишь деньги», но понятно, что деньги очень редко бывают всего лишь деньгами. Обычно это что-то большее, это еще какое-то сообщение про жизнь, какая-то еще часть отношений.


И не удивительно, что тема денег для нас – это довольно сложная тема. Потому что мы живем в обществе, в котором долгие годы тема денег была табуирована, едва ли не больше, чем тема секса. Все, наверняка, слышали, что «в Советском Союзе секса нет», но это на самом деле цветочки, потому что при всем этом дети как-то появлялись и все это было.

Вот чего в Советском Союзе действительно не было, так это денег.

Их не существовало, потому что та система, которая существовала, те зарплаты, те штатные расписания, по которым ты двигался – это имело очень мало общего с деньгами, как с всеобщим эквивалентом. Это, скорее, была распределительная система, в которой каждый работал столько, сколько велено или сколько у него получалось, или сколько у него удавалось. И каждый получал талоны на питание, можно так сказать, которые мало зависели от его профессиональной квалификации, от его талантов, его идей, изобретений, энергии, или чего-то еще, а зависели от его места в этой сложной системе в этом табеле о рангах.

Все было расписано и очень мало зависело от личных качеств человека, если не брать какие-то особые случае, если ты был пропойца и забулдыга, то ты мог мало зарабатывать или потерять работу. Если ты был супер — талантливой балериной, то ты мог иметь много денег.

Родители советского времени

Чего не знали наши родители, если взять родителей советского времени рождения, которые всю жизнь прожили в этой системе?

Получается, что было не одно поколение людей, а 2-3 даже, которые вообще фактически не имели дел с товарно-денежными отношениями, которые получали талоны на питание, отоваривали их. Не только на питание, на одежду, на мебель, на какие-то еще вещи и всей сложной системы денежного мира просто не знали. Самый сложный, высший пилотаж общения с деньгами – это была покупка в кредит какого-нибудь товара, например, телевизора. Обычно покупали только что-то одно, это было одно предложение, и ты никак не мог выбирать из разных, никакой не было свободы маневра. Это было сложное денежное поведение советского гражданина.

талоны вместо денег

Еще одним денежным поведением, уникальным было покупка кооперативной квартиры. Это было тоже очень предсказуемо, были равные взносы, не менялся курс, никто не следил за девальвацией, инфляцией, никто ничего не знал. Не было никаких ценных бумаг, финансовых инструментов.

Соответственно, получается, что на протяжении всей жизни наших родителей и нашего детства тема была табуирована, она не только не существовала, как практическая тема, но было и неприлично об этом говорить, было неприлично стараться иметь много денег, предлагать знакомым услуги за деньги. Это было незаконно, кроме всего прочего. Вся эта тема была табуирована гораздо больше, чем секс.

Так устроена человеческая психика и мышление больших коллективов, когда какая-то тема настойчиво вытесняется в тень, она исключается из обсуждения, про нее не говорят, про нее не думают, стараются не упоминать лишний раз. В свое время про это писал Юнг, что если такое происходит, то рано или поздно то, что было вытеснено в тень и находилось там годами, наступает момент, когда это из тени вырывается. Поскольку за это время с ним не было нормального переговорного процесса, не было учета этой сферы влияния, то эта тень захватывает власть, она начинает все себе подчинять. И мы помним, когда это начинало происходить исподволь уже на излете советской системы, как люди были готовы на многие издержки, люди были готовы на многое ради повышения благосостояния, ради материальных вещей вплоть до потери самоуважения, подлости, нарушения законов. Это притом, что все это еще находилось в рамках простроенной советской системы.

Естественно, когда искусственные скрепы были сняты – сначала были кооперативы, потом свободный рынок начался и т.д.  А то, что находилось долгое время в тени, то ломануло со страшной силой, подчинило себе жизнь общества, подчинило себе мысли людей, систему ценностей себе во многом подчинило. При этом жизнь осложнялась тем, что люди были совершенно наивные, что называется «край не пуганных идиотов».

Более или менее сейчас уже мы имеем население, которое в общем и целом разобралось, как это все устроено. Хотя и сейчас есть люди, которые берут необдуманные кредиты, но они есть и в обществах с длинной историей свободных денег.

Есть еще один важный момент – имущественное неравенство. Но об этом в следующей статье «Дети и имущественное неравенство»


 

Оставить комментарий