Меню

Карманные деньги для детей


Часто у родителей возникает вопрос о карманных деньгах для детей — должны ли дети как-то заслуживать эти деньги, должны ли они как-то их зарабатывать, должно ли это коррелироваться их поведением? Каждая семья эти вопросы решает по-своему.

Вообще карманные деньги — это прежде всего способ научить ребенка ориентироваться в мире денег. Ребенок должен научиться, как тратить, как рассчитывать, хватит или не хватит, как откладывать, как копить, как давать в долг, как брать в долг.

Именно с этой целью карманные деньги и даются. Из этой парадигмы понятно, что они вряд ли могут зависеть от поведения, например. Мы же не даем ребенку учебники только тогда, когда он хорошо себя ведет и не забираем их, если он плохо себя ведет.

В каких случаях может быть отозвано право на карманные деньги?

Только если нарушается какая-то договоренность, на что их нельзя тратить. Например, если вы запрещаете тратить их на чипсы или другие запрещенные продукты или вещи. Всё остальное — это тренажер, это средство обучения. Как тренажер, как средство обучения тоже должен быть принцип, что он должен находиться в зоне ближайшего развития.

Если ребенку, например, 6 лет, то мы можем при входе в магазин дать ему 50 рублей и сказать, что на это он может сам себе купить, что хочет. И если он уже владеет арифметикой, то он может сравнить ценник, сложить, и узнать, хватит ли ему на чупа-чупс и шоколадку или не хватит. Это его тренажер.

Когда он становится постарше, мы можем дать ему деньги на неделю, и он должен научиться с ними обращаться. Может быть такое, что он их потратит в первый же день и потом всю неделю будет сидеть без денег, а может быть такое, что он не рассчитает, может хватить только на несколько дней. Это нормальная технология. Важно, чтобы с нашей стороны в это время не было никакого злорадства, а была поддержка, помощь и объяснения, что ты в этот раз сделал так, а можно сделать еще по-другому, попробуй в следующий раз сделать иначе.

По мере того, как ребенок становится старше, могут быть уже более сложные технологии и схемы. Например, можно договориться с ним о том, чтобы купить что-то пополам — половину суммы даем мы, а половину он должен накопить, откладывая часть своих денег.

Может ведь случиться и так, что когда-то и мы, родители, можем остаться на мели, а у ребенка отложено как раз и мы можем у него взять на три дня до зарплаты.

Мы применяем различные способы, которые помогут ребенку научиться обращаться с деньгами, выстраивать отношения с ними, планировать, рассчитывать. По мере того, как дети становятся старше, они обычно сами интересуются, и мы отвечаем на их вопросы, что и сколько стоит, что дорого, а что дешево, мы рассказываем, сколько стоит квартплата, сколько стоит электроэнергия и так далее. Мы рассказываем, как устроены наши заработки, если они состоят из частей, например, это зарплата плюс какие-то гонорары, какие-то еще поступления. Мы рассказываем детям, на что тратятся эти заработанные деньги — на съем квартиры, на квартплату, на продукты, на одежду, на вещи ежедневного пользования, т.е. мы начинаем вводить его в домашнюю бухгалтерию.

Работа для ребенка

Обычно лет с 13-14 (а некоторые дети и раньше) сами уже хотят зарабатывать. С этим тоже достаточно сложно. Опять-таки хорошо было бы, чтобы ребенок захотел это сам, а не чтобы это впервые от родителей прозвучала как обязательное: «Иди-ка ты уже работай», особенно в ситуации, когда в этом реальной необходимости нет, то есть это не тот случай, когда семья еле перебивается.

Почему с этим сложно? Потому что реальное общество совершенно не заинтересовано в том, чтобы дети этого возраста выходили на рынок труда, поэтому они под видом заботы и защиты всячески их от этого рынка труда оттирает. Пойти на официальную работу даже в 16 лет сложно, потому что выставляются высокие требования.


Соответственно, тут вопрос родителям, их находчивости, есть у них возможность на своей работе подкинуть какой-нибудь заработок своему ребенку? У знакомых, например, курьером или набирать тексты, или что-то еще. Детям, конечно, это очень важно. Для них это вопрос самоуважения и реализация себя в мире и изучение своих отношений с деньгами. Потому что деньги, которые ты заработал это совсем не то же самое, что деньги, которые тебе дали просто так – у них другой вкус, у них другая цена, у них другое ощущение.

Хорошо бы, чтобы дети научились обращаться с ними сначала в гомеопатических, безопасных дозах. Потому что многое может разочаровывать, например, выясняется вдруг, что нужно очень много работать, чтобы получить сколько-то денег. Вдруг выясняется, что то, на что раньше было тратить не жалко теперь становится жалко, потому что раньше ты тратил деньги, полученные от бабушки в подарок, а сейчас включается эффект обмена кусков своей жизни. Хорошо бы, чтобы ребенок имел в запасе время в этом разобраться, попробовать по-разному.

Оплата детского труда

Стоит ли оплачивать какой-то домашний труд, или сидение с младшими детьми, выгул животных или еще что-то такое? Я считаю, что тут должно быть, как можно меньше воспитательных моментов. Это не про воспитание, это не про то, что он должен приучаться. Это экономика семьи. Если в семье принято какие-то работы отдавать на аутсорсинг, например, в семье никогда не моют сами окна, а приглашают специалистов мыть окна или родители обычно приглашают бэбиситтера к младшему ребенку, чтобы вечером куда-то сходить.

Если есть в семье такие работы, то ваш ребенок, например, подросткового возраста ничем не хуже любого другого человека, который может претендовать на эту работу. Вы, как работодатель можете рассмотреть его кандидатуру наравне с другими, если вас устраивает качество его работы, то, собственно, почему бы это не сделать вашему ребенку?

Но если это дела семейные, которые никогда и никем не оплачивались, и если это не сделает ребенок за деньги, то это сделаете вы бесплатно, то, согласитесь, довольно странно платить ему за это деньги. Особенно странно платить ребенку за услуги, которые оказываются ему же. Таковыми услугами являются все услуги образования школьные или дополнительные. Это та услуга, которую ребенок получает от общества, от родителей. Это тот ресурс, который ему дают, потому что любят его, заботятся о нем, и хотят ему лучшего будущего. Он может им воспользоваться или не воспользоваться, это по-разному, но платить человеку за то, что он пользуется ему же предоставляемой услугой — такая ситуация быть не может.

Кроме того, важно понимать, что каждый раз, когда мы начинаем что-то оплачивать, это касается не только детей, абсолютно всех, то мы попадаем в некую зависимость, потому что начать оплачивать очень легко, перестать оплачивать невозможно.

Это описанный в психологии «эффект отмененного вознаграждения», который обычно доказывают на примере английского анекдота про старого джентльмена, которого очень досаждали мальчишки. Они шумно играли под его окном, кричали, вопили, а он хотел послеобеденный сон проводить в тишине. Он их и ругал, и гонял, и водой обливал, у него ничего не получалось, пока его не осенила блестящая идея. Он выглянул из окна и сказал мальчишкам: «Мальчики, вы так чудесно шумите, мне так нравится! Если вы также прекрасно будете шуметь еще 2 часа, я дам вам шиллинг». Мальчики очень старались, они шумели, кричали, вопили, стучали и через 2 часа получили свой шиллинг. Это повторилось и на следующий день, потом на следующий день, потом на следующий день, а в очередной день он выглянул и сказал: «Мальчики, вы так замечательно шумите, мне очень нравится, но простите меня, сегодня нет шиллинга. Могу дать только пол шиллинга». «Что? За пол шиллинга мы будем орать?», -  сказали мальчики и ушли из-под его окна. После чего он получил свою вожделенную тишину.

Вот такая манипуляция, построенная на эффекте отмененного вознаграждения. Если мы что-то делали, делали, делали и не получали за это вознаграждение, то мы и делаем это, но если за это нам начали платить, а потом перестали, то больше мы это делать не хотим, потому что отыграть обратно очень сложно. Поэтому, прежде чем монетизировать распределение обязанностей, отношений, а уж тем более учебу ребенка, надо 225 раз подумать. Это достаточно небезопасные игры.

Должен ли ребенок заслуживать деньги?

Но вот в чем заключается частая беда родителей — они часто начинают употреблять модель «заслужи», они все время ставят рамки перед ребенком, например, «получи пятёрку и тогда мы пойдем в кино». Насколько эта модель вредит? Где найти баланс и стоит ли вообще применять ее? Давайте обсудим.

Вообще (в идеале) родители дают что-то ребенку просто потому, что он их ребенок. Ребёнок не должен это заслуживать, ребенок не должен соответствовать каким-то ожиданиям. Мы ведем своего ребенка в кино, потому что мы хотим отвести его в кино.

Мы заводим детей для того, чтобы их радовать, чтобы с ними проводить время. Ребенка портит неестественность — запретные чувства, запрет на обсуждение, всё, что не нормально. Как родители мы даем и получаем от этого удовольствие. То, что есть мы даем, чего нету — мы не даем или не хотим это давать и имеем на это право.

Вывод таков – ребенок не должен ничего заслуживать, он же не животное, не собака. Карманные деньги детям – тренажер, который готовит его ко взрослым отношениям с деньгами. Отнеситесь к этому с умом и ваши вложения вернутся вам тем, что вы будете наблюдать, как ваш уже взрослый ребенок будет умело обращаться с деньгами.


 

Оставить комментарий