Меню

Дети и имущественное неравенство


дети и неравенство

Мы уже знаем, что тема денег в Советском Союзе табуировалась и поэтому мы переживаем сейчас последствия – сложные отношения с деньгами. Но есть еще один момент, который помог эти отношения сформировать.

Второй момент, который тогда же вылез и с которым надо было как-то обойтись общественному сознанию – это имущественное неравенство. Конечно, были люди с разным уровнем достатка и в советское время. Опять-таки люди, которые не привыкли справляться, выдерживать эту разницу бедности и богатства, и что богатый может быть в сотни раз богаче бедного, когда с этим столкнулись, они были к этому не готовы.

Не готовы не только дети, которые сталкивались с этим в школе, к этому были не готовы родители. Все было перемешано, и детям надо было как-то с этим справляться, как-то это выдерживать.

Справлялись и выдерживали по-разному и не все, очень у многих сегодня молодых родителей, тех, кто был детьми тогда на этом месте довольно-таки приличная травма – травма нищеты, травма стыда за то, что ты не можешь соответствовать внешнему виду по каким-то требованиям.

У некоторых травма была связана с тем, что изменилось материальное положение семьи в ту или другую сторону, и в результате, например, начались конфликты между родителями, которые заканчивались потом разводом и распадом семьи. Причем это могло быть как обеднение семьи (папа раньше работал в НИИ на хорошей должности и хорошо получал, потом НИИ стал никому не нужен, папа получает копейки, никак перестроиться не может, мама идет в челночницы, сама содержит семью, а через некоторое время начинает папу презирать). Или другая ситуация, когда папа открыл бизнес, раньше был тихий, мирный научный сотрудник, открыл бизнес, неожиданно разбогател, безумные деньги пачками валяются по всему дому, начинается требование статуса, баня, девочки, все дела, начинается конфликт в семье в другую сторону. Очень многие, кому сейчас 30-35 лет, которые сейчас родители, они были довольно сильно травмированы изменениями в семье и отношения с деньгами у них специфические, очень своеобразные. Это сильно отражается на отношениях в треугольнике «родители-дети-деньги».

Дети и имущественное неравенство

Что касается случаев, когда ребенок переживает неравенство с другими детьми, когда он требует каких-то покупок, потому что у него в классе принято иметь такой телефон или такую одежду определенной марки, когда он тяжело сталкивается с тем, что у кого-то есть гораздо больше, чем у него. Здесь точно так же как мы говорили с самого начала очень важно, что у вас самих внутри. Если у вас самих внутри по этому поводу всё дребезжит, всё возмущается, болит и ноет, то вам очень сложно будет со спокойной душой говорить об этом с ребенком и настраивать его на то, чтобы он относился к этому философски.

неравенство в школе

Разберитесь с этим сами. Как вы к этому относитесь — завидуете ли вы другим более состоятельным людям, насколько болезненно, считаете ли вы, что ваше нынешнее материальное положение — это ваша вина, это ваша заслуга или ваше беда и несправедливость, есть ли у вас какой-то план по его изменению, есть ли у вас какой-то план по изменению не доходов, например, а системы трат, чтобы чувствовать себя более уверенно, что-то откладывать и так далее.

Очень частый вопрос, как себя вести с ребенком, который открыл для себя имущественное неравенство и переживает из-за этого?

Самым разумным будет рассказать ему, как вы сами с этим справляетесь. Мы все с этим как-то справляемся и все про это что-то думаем. Если мы понимаем, что мы с этим не справляемся, то тогда для начала нужно самим справиться, потом рассказать ребенку, как вы это видите, как вы это воспринимаете.


Хуже всего, если этот вопрос табуируется. Как это часто бывает, родители переживают из-за того, что не могут дать своему ребенку столько, сколько другие родители могут дать и каждый раз, когда он задает вопрос: «Могу ли я поехать на каникулах на Кипр, потому что из нашего класса едут 5 человек?», а вы понимаете, что вы не можете его отправить, у вас нет на это денег, то проблема начинается именно тогда, когда вы, не желая иметь дело с чувствами ребенка и своими по этому поводу просто его затыкаете: «Что ты придумал? Какой Кипр? Посмотри на себя, ты сначала из троек вылези!».

Или другой вариант, когда вы не затыкаете его прямо, но становитесь такими несчастными, что ребенок дает себе слово больше никогда не просить и не заикаться о своих потребностях, потому что это делает родителей несчастными. Начинать нужно со своих отношений с этим делом.

Часто не менее сложное положение, наоборот, у состоятельных семей, которые решают такой вопрос: «у нас нет проблемы в том, чтобы что-то ребенку купить, что-то ему дать. Должны ли мы это как-то ограничивать, должны ли ему это как-то обусловливать или давай ему сколько влезет и тогда он сядет на шею, вырастет с паразитарным отношением к миру, не сможет сам работать, будет считать, что ему все должны и так далее?» Тоже начинать нужно с вопросов — как ты относишься к богатству? Считаешь ли ты его заслуженным? Считаешь ли ты его везением? Те люди, у которых нет такого богатства, они в твоем представлении кто – лузеры, дураки или как?

Чем меньше в этом всем вранья и надуманных воспитательных моментов, тем лучше. Дети не портятся от доступности игрушек или удовольствий самих по себе. Дети портятся тогда, когда начинается лицемерие, когда начинаются какие-то игры, когда их начинают искусственно воспитывать, что нужно деньги или покупки сначала заслужить, когда их начинают стыдить перед голодающим детьми Африки или чем-то еще. Вранье, лицемерие, искусственное воспитание там, где должна быть простая забота и обычное нормальное введение ребенка в мир взрослых, там и возникают проблемы.

Нет никакой проблемы с доступностью игрушек и благ самих по себе. Нет никакой проблемы в том, что вы сводите куда-то ребенка или купите ребенку что-то. Если вы сами смотрите на это здоровым образом, если вы можете говорить с ребенком о своем отношении к этому, о чувствах по отношению к поэтому и так далее, то нет в этом ничего страшного.

Ребенок спрашивает: «Если другая семья богаче, чем наша? Они лучше нас?»

Как на это отвечать? Как отвечать, если дети видят, что у другого мальчика есть iPhone, а ему не купили? Можно как-то поддержать ребенка в этой ситуации?

В жизни много ситуаций, с которыми приходится ребенку сталкиваться. Имущественное неравенство — это только одна из множества ситуаций, с которыми вообще ребенку предстоит за детство познакомиться, в том числе неприятных. Самая тяжелая из них — это тема смертности. Всем детям приходится усваивать, что все умрут и мы ничего не можем с этим сделать, мы не можем никак это исправить.

Детям приходится сталкиваться с тем, что он может нравиться не всем людям. Это тоже неприятное открытие что я, оказывается, кому-то могу не нравится. Приходится как-то это пережить.

Детям приходится справляться с тем, что они не всегда будут выигрывать играх и соревнованиях.

Имущественное неравенство — это всего лишь одна из множества неприятных ситуаций, которые человеку приходится открывать для себя в течение детства. Как с любым другим разговором, так с любой другой темой родителям важно проявлять искренность, честность и поддержку. Опять-таки, говорим о своих чувствах по этому поводу, понимаем чувства ребенка. Если ему обидно, мы говорим ему «тебе обидно», если он сердится, говорим «тебя это злит» и просто поддерживаем его.

Это часть жизненного процесса и тут важно всего лишь правильно реагировать.


 

Оставить комментарий